1—Что такое чип-тюнинг и зачем он нужен?
Все подробно вы можете узнать в статьях http://chiptuning.at.ua/publ/
ЭБУ (электронный блок управления) — по сути специализированный микрокомпьютер, обрабатывающий данные, поступающие с датчиков и по определенному алгоритму управляющий исполнительными механизмами.
Сама программа хранится в микросхеме ПЗУ, английское название микросхемы — CHIP (чип), отсюда и пошло название ЧИП-ТЮНИНГ, то есть изменение программы управления двигателем. Содержимое «чипа» — обычно делится на две функциональные части — собственно программа, осуществляющая обработку данных и математические расчеты и блок калибровок. Калибровки — набор (массив) фиксированных данных (переменных) для работы программы управления.
Что же это такое.
Работа двигателя — это извечный компромисс между многими параметрами, нормами, потребностями и возможностями.
В блок управления заложена программа (алгоритм) его работы. Программа работы микропроцессора хранится в ПЗУ и представляет собой собственно программу обработки данных и одно, двух и трехмерные таблицы с данными (калибровки). Калибровки для различных режимов работы двигателя (экономичный, мощностной, ХХ) различны и применяются в зависимости от режима, в котором работает двигатель.
Блок управления, получая сигналы от различных датчиков, управляет работой исполнительных устройств для обеспечения оптимальной (по мнению разработчиков) работы силового агрегата. Необходимые параметры для управления исполнительными устройствами вычисляются в соответствии с полученными данными и коэффициентами коррекции, заложенными в ПЗУ. Изменяя данные ПЗУ (калибровки) мы можем влиять на работу практически любого исполнительного устройства, работа которого управляется ЭБУ. Для получения других мощностных характеристик можно изменить установку угла опережения зажигания, величину времени впрыска, отключить или изменить режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов.
Кроме того, можно изменить обороты холостого хода, максимально разрешённые обороты двигателя и массу других параметров. Велика ли роль данных изменений в получении от двигателя максимальной мощности? Нет — её прирост может составлять 5-8% (исключение составляют «иномарочные» двигатели с турбонаддувом, где без особых затруднений можно получить прибавку в 20% и даже более). Так есть ли во всём этом смысл?
Каждый сам решает делать или нет, но тот, кто хоть раз проехал на машине с грамотно перепрограммированной системой впрыска, решает этот вопрос для себя однозначно — да! Дело в том, что мало кто ездит на режиме максимальной мощности — намного более важные параметры для повседневной езды это крутящий момент и эластичность двигателя. Все это без особых затрат даст Вам простой чип-тюнинг. Чип-тюнинг — самый бюджетный и доступный вариант «тюнинга», когда всего лишь изменением программы управления впрыском можно хоть немного изменить поведение Вашего автомобиля, сделать его отличающимся от серийного, — более послушным, «приемистым», экономичным и удобным в управлении. Практически во всех тюнинговых версиях прошивок улучшены режимы холостого хода, холодного пуска, снижена температура работы вентилятора системы охлаждения, устранены выявленные ошибки — порой грубые, хронически присутствующие в серийных версиях ПО.
Для нестандартных двигателей с увеличенным объемом, с измененным впуском и выпуском чип-тюнинг просто необходим как воздух. Индивидуальная для каждого двигателя программа управления позволяет максимально использовать потенциал форсированного мотора.
2—Почему чип-тюнинг не делает завод-изготовитель?
Завод-изготовитель производит массовый выпуск автомобилей, которые должны эксплуатироваться в самых различных условиях: в разных климатических зонах, на разной высоте над уровнем моря, на горючесмазочных материалах различного качества и, наконец, разными людьми. При учете всех этих требований, а также норм токсичности отработавших газов чем-то приходится жертвовать и идти на компромисс. Часто такие качества двигателя, как динамичность и экономичность, сознательно приносят в жертву ради того, чтобы автомобиль максимально соответствовал всем, часто противоречащим друг другу требованиям.
Другими словами, автомобили, сходящие с конвейера, рассчитаны на условно усредненных водителя и среду эксплуатации. Основными критериями для разработчиков ПО для контроллеров систем впрыска сегодня является экономичность, ресурс двигателя и токсичность выхлопа. Ожесточающиеся с каждым годом нормы по уровню токсичности выхлопа двигателей заставляют разработчиков переводить ДВС на работу с более обеднёнными смесями и устанавливать каталитические нейтрализаторы вредных выбросов в выхлопных газах и жесткую систему контроля за уровнем вредных выбросов в атмосферу. Исходя из этих критериев, и пишутся стоковые прошивки.
3—Увеличивается ли из-за чип-тюнинга нагрузка на двигатель и др. агрегаты и сокращается ли срок службы двигателя после чип-тюнинга? Уменьшится ли ресурс?
Главный вопрос, который беспокоит автолюбителей, возникает вокруг ресурса двигателя, подвергнутого чип-тюнингу. Одни утверждают, что увеличение мощности с помощью чип-тюнинга ведет к увеличению нагрузки на детали и соответственно и более интенсивному их износу. Другая сторона оправдывается тем, что при большем крутящем моменте передачи переключаются при более низких оборотах, когда поршни и другие детали совершают меньше движений, соответственно и изнашиваются не так интенсивно.
Многие клиенты отмечали что двигатель стал работать ровнее и мягче.
На практике ресурс двигателя во многом зависит и от величины прироста мощности и от стиля вождения. Если чип «спортивный», повышающий мощность и крутящий на пиковые возможности а за рулем ас (гонщик), естественно, уменьшиться и ресурс двигателя. В цифрах уменьшение службы двигателя означает 5000-10000 км, то есть двигатель вместо 500000 км проедет 490000 км.
Другое дело, если чип повышает мощностные показатели всего на 5-8% («легкий» чип-тюнинг), а водитель никуда и ни за кем не гоняется. Ресурс двигателя в этом случае вряд ли будет отличаться от стандартного. Отрицательно повлиять на долговечность мотора может чип с программой, созданной для снижения расхода топлива. Причина этого заключается в том, что малая мощность и крутящий момент в процессе переключения передач требуют раскрутки коленчатого вала до более высоких оборотов, а при полной загрузке – езды на пониженных передачах с повышенными оборотами.
Мы можем сделать «экономичные» прошивки ЭБУ. Но, заменив серийную прошивку экономичной, следует помнить, что должна измениться и манера езды. Следует плавно трогаться с места, не давить резко на газ и не «крутить» двигатель выше 3500 оборотов в минуту, пораньше переходить на повышенную передачу.
Свои особенности имеет технология перепрограммирования ЭБУ автомобилей, работающих на природном газе. Этот вид топлива имеет большее октановое число, нежели бензин. Оно колеблется от 102 до 105 единиц против максимальных 95 единиц у бензина.
А чем выше октановое число, тем медленнее происходит сгорание топлива. Поэтому, если стальной конь «кушает» газ, обязательно надо скорректировать момент зажигания: рабочая смесь должна воспламеняться с большим опережением, чтобы сгореть полностью и развить необходимую мощность. К тому же, если этого не сделать, появляется опасность перегрева выпускных клапанов из-за того, что на определенных режимах работы двигателя горение будет продолжаться еще в тот момент, когда выпускные клапаны уже будут открыты. Экономия, получившаяся от перехода на газ, будет перечеркнута затратами на ремонт механической части двигателя.
Реальный ресурс двигателя, конечно, снижается, но на такую незначительную величину, что это даже не стоит брать в расчет.
4—Расход топлива увеличится или уменьшится?
Нет. Наши программы разработаны таким образом, что после чип-тюнинга высокий крутящий момент достигается уже на низких оборотах. Поэтому Вам больше не нужно так сильно открывать дроссельную заслонку.
По этой причине расход топлива после чип-тюнинга в некоторых случаях даже снижается. Это и называется профессиональным чип-тюнингом. Правда, в некоторых случаях после чип-тюнинга для достижения максимального эффекта рекомендуется переход на более высокооктановый бензин, в нашем случае это 95. При спокойном стиле езды, своевременного переключения на повышенные передачи снижения топлева на 1.5-2 литра. Если чип «спортивный» и езда «газ в пол» расход вырастает максимум на 2-2.5 литра. Если вы хотите иметь мощный, шустрый, резвый, приемистый и оборотистый двигатель вы должны будите расплачиваться за это увеличившимся расходом топлива. Законы физики не кто не отменял.
А так же узнав отзывы по всем вопросам можно на форуме http://chiptuning.at.ua/forum/
5—Будут ли видны те заявленные характеристики мощности и крутящего момента, которые Вы гарантируете, на стенде измерения мощности или при диагностике на СТО у официалов?)
При диагностике блок управления не регистрирует никаких ошибок. Все данные полностью совпадают с данными штатной программы и работают корректно. Однако прирост мощности, разумеется, можно замерить, отправив автомобиль на мощностной стенд.
Официалы при желании смогут при диагностике заметить изменения калибровок в вашем автомобиле. Но, как правило, на ТО не кто не будет делать этого, если вы сами не будите кричать на право и на лево, что ваш автомобиль чипованый.
6—Как вернуться и можно ли заново установить заводскую прошивку и настройки?( можно ли при чиповке сохранить оригинальную прошивку и/или область данных чтобы потом при желании откатиться на заводской режим?)
Перед чип тюнингом, мы считываем оригинальный файл с вашего ЭБУ и закрепляем за вашей машиной. Этот файл храниться неограниченное время, как и вся база данных. Возврат на заводские установки производиться по желанию клиента бесплатно и сроков ограничения не имеет.
7—Что изменится в поведение машины после чип-тюнинга?
В первую очередь комфорт управления автомобилем это:
— повышение мощности двигателя на 5-8%
— снижения топлива на 1.5-2 литра
— улучшение разгонной динамики в зоне низких и средних оборотов
— улучшение режима холодного запуска
— стабилизация режима холостого хода
— отсутствие провалов при движении
— отсутствие потери мощности при включении кондиционера
— отсутствия зависания оборотов
8—Сохраняется ли гарантия завода-изготовителя на новый автомобиль после чип-тюнинга?
Принципиально, завод-изготовитель не принимает чип-тюнинг. Прежде всего, потому что он (завод-изготовитель) предоставляет гарантию на изделие, которая может быть соблюдена только в отношении устанавливаемых им деталей и компонентов. Производитель хочет избежать внесения изменений в его продукцию, которые находятся вне сферы его влияния и могли бы нанести значительный урон его репутации.
Мы гарантируем корректную работу наших программ и абсолютную безошибочность при диагностике. Поэтому Вы без проблем можете продолжать обслуживаться в дилерских сервисах.
Многие боятся чиповать свои машины. «И хочется и колется». 100% задается следующим вопросом: «А меня не снимут с гарантии?». В автосалонах, продавших машину не в состоянии ответить, откуда такой расход топлива и такая плохая динамика? Откуда провалы и зависания оборотов? Почему чистки инжектора и замена свечей не устраняют этой проблемы?
Наблюдается очень плохая тенденция, дилеры не держатся за клиента. Настойчивых, кто будет доказывать что-то и даже судиться или вернет машину в автосалон единицы. Новый закон по защите прав потребителя, при ближайшем рассмотрении больше защищает продавца. Более того, зная за продаваемыми машинами недостатки в динамике и расходе топлива, продавец не ищет пути решения проблемы, не набирает квалифицированный персонал, а ищет пути для отказа клиенту в гарантийном обслуживании.
Это обосновано тем, что к ним приезжают машины с неаккуратно установленными сигнализациями, музыкой и пр. Нельзя сказать, что и от дилеров приходят в ремонт машины, и там все сделано на «5» баллов. Никому не хочется получить «геморрой» за свои же деньги. Но именно по той же причине чип-тюнинг автосалоны игнорируют.
Во-первых, как правило, они не в состоянии определить факт чиповки. Во-вторых, чем меньше клиент их достает, тем лучше им. В общем, у нас не было еще ни одного отказа в гарантии, из-за перепрограммирования компьютера. Более того, некоторые, наиболее продвинутые дилеры, сами практикуют направление клиентов на чип-тюнинг.
9—В предлогаемом Вами чип-тюнинге, Вы используете свою прошивку, или же разработку третих лиц?
Сам по себе тюнинг это улучшения тех или иных уже имеющихся характеристик. Мы не пишем сами прошивки, мы редактируем и дорабатываем стоковые прошивки, устраняя ошибки изготовителей. И учитывая запросы клиентов.
10—Программирование ЭБУ, которую ставит чиповщик прошлаобкатку и испытание, и если прошла, то где, и чем это подтверждается?
Все прошивки предлагаемые клиентам были протестированы на нашей машине. А так же на других машинах добровольно предоставленных для теста прошивок.
11—Перед чип-тюнингом какие проводятся мероприятия и в каких случаях не следует делать чип-тюнинг?
Конечно, не стоит думать, что изменение программы ЭБУ сможет «вылечить» заведомо неисправную машину. Сам чип-тюнинг делится, соответственно два направления: рекалибровку переменных программы и на изменение алгоритмов обработки калибровок. Часто эти направления смешиваются, но цель у них одна — улучшение эксплуатационных характеристик управляемого двигателя.
Следует иметь ввиду, что для правильной работы любой программы необходимо наличие полностью исправных датчиков и ИМ. Тюнинговые прошивки, как правило, более точно настроены но и более требовательны к состоянию датчиков и ИМ. При «затюнивании» неисправности можно получить прямо противоположный ожидаемому эффект. Поэтому любой чип-тюнинг должен производиться на полностью исправном авто, к которому нет никаких замечаний.
Перед чип тюнингом мы рекомендуем вам пройти ТО. В случаи отличия работы машины в стоке, мы не выполняем чип тюнинг до полного устранения неполадок.
12—Как насчет гарантий?(Стоимость и сроки устранения неисправности или сбоя программы?).
1. После программирования вашего автомобиля в течение двух недель, если вас не устраивает результат, мы вернем вам деньги и заводскую программу вашему автомобилю.
2. Устранение неисправностей ПО или его сбоя происходят сразу же, по обращению клиента к нам и договоренности с ним в ближайшие удобное время. Ограничений по давности не имеют (во время эксплуатации заказчиком машины)
3. Пункт №1 выполняется абсолютно бесплатно. Пункт № 2 выполняется бесплатно при условии правильной эксплуатации автомобиля, в соответствии с требованиями завода изготовителя.
13—Каковы принципы вашего чип-тюнинга?(Какие у Вас есть программы, и на что они направлены, есть ли выбор?)
1. Исключительно программа управления работы двигателя, которая прошита блоке управления. Это означает, что никаких модификаций железа не происходит, работа идет только на программном уровне: сначала происходит считывание оригинального файла работы двигателя. Далее тюнинговый файл, разработанный и проверенный, прошивается в ваш контроллер.
Ваша прошивка сохраняется у нас в архиве и может всегда быть записана обратно в контроллер по вашему желанию.
2. Основное направления наших программ это комфорт, но так же есть экономические, спорт и газ.
3. Так же мы можем предложить вам разработку индивидуальной программы под ваши требования и форсированные двигателя.
4. Все наши принципы это довольные клиенты и положительные отзывы.
Наш сайт по этой теме вы можете посетить http://chiptuning.at.ua/