Среди множество марок автомобилей всего лишь несколько можно назвать эталоном технического совершенства. Первыми в этом почетном списке стоят машины Порше. Таковыми их задумывал более ста лет назад основатель легендарной марки – Фердинанд Порше. Его гениальными творениями восхищались величайшие диктаторы и коронованные особы, ему благодарны десятки миллионов простых людей, для которых автомобиль стал по-настоящему доступным.
Работа на грандов
Основатель знаменитой фирмы, Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года. После получения диплома инженера в 1898 году он устраивается на работу в венскую автомобильную фирму Лохнер и Ки моментально проявляет свои гениальные конструкторские способности. Уже в следующем году Фердинанд Порше создает невиданный по тем временам автомобиль на электромоторах, вмонтированных в передние колеса. Электричество подавалось от генератора, который приводил в движение бензиновый мотор.
На этом прообразе современных гибридных автомобилей великий конструктор довольно успешно участвовал в гонках. Спустя несколько лет любовь Фердинанда Порше к автогонкам проявляется в нескольких удачных моделях. Однако начавшаяся Первая Мировая война вынудила его заняться военной техникой.
В 1923 году Порше переезжает в Штутгарт и становится техническим директором моторного предприятия компании Даймлер. И снова Фердинанд совершает техническую революцию — в 1924 году для Мерседесов выпускает сразу два шестицилиндровых двигателя, оснащенные компрессорами, которые обеспечивают невероятную прибавку в мощи и скорости. Спортивные машины, оснащенные этими моторами становятся безусловными фаворитами многочисленных соревнований.
Удостоившись звания доктора Штутгартской технической академии Фердинанд Порше в 1929 году, сохранив за собою пост в Даймлере, становится еще и техническим директором другого легендарного производителя – австрийской мотостроительной фирмы Штайер, двигатели которой и поныне использует вся Европа, в т.ч. и российский автопром (например, в грузовиках ГАЗ устанавливаются именно штайеровские дизеля).
Любимец диктаторов
Работа в достопочтенных фирмах не удовлетворила Фердинанда Порше и в 1931 году он создает собственное конструкторское бюро. По заказу различных фирм Порше разрабатывает двигатели и автомобили. Особо продуктивным стало сотрудничество с конкурентом Месредеса, концерном Авто-Юнион.
Гоночные автомобили от Порше тех лет не только побили рекорды своего времени, но и до сих пор поражают воображение. Заднемоторный спортивный болид тип А, построенный по заказу Авто-Юнион с объемом двигателя 4360 куб.см развивал мощность почти в 300 л.с. и разгонял машину до 250 км/ч. Следующий рекордный поршевский болид, тип С, с 6-литровым двигателям обладал мощностью 520 л.с. Во время рекордном заезда в 1938 году скорость машины достигла 436 км/ч!
Создание спортивных машин было не единственным направлением работы конструкторского бюро Порше. Фердинанду не давали спокойно спать лавры его заокеанского коллеги Генри Форда, сделавшего автомобиль доступным для широких масс. Идеи Порше упали на благодатную почву – правивший в то время Германией Адольф Гитлер требовал от немецкого автопрома создать народный автомобиль и объявил конкурс на будущий фольксваген.
Победил проект австрийца по происхождению Фердинанда Порше и его назначили техническим директором предприятия, проектная мощность только одной площадки которого составляла 250 тысяч автомобилей в год! Злые языки поговаривали, что успех Порше, не имевшего немецкого гражданства, объяснялся личными симпатиями со стороны фюрера.
За опытом столь масштабного производства Порше вместе сыном летал консультироваться к Генри Форду, уважавшего как известно, не только гениального конструктора, но и национал-социалистические идеи. Из-за океана Порше привез вместе с технологиями конвейерного производства целую команду специалистов, состоявшую в основном из немецких эмигрантов, соблазнившихся на щедрые посулы поработать на благо ?матерлянд?. Воплотить идею массового автомобиля Порше все-таки не успел – разработанный им KdF, только после войны превратился в легендарного Жука.
Перед гениальными конструкторскими? способностями Порше преклонялся не только Адольф Гитлер. Свое почтение Фердинанду продемонстрировал и сам Иосиф Сталин.
В 1932 году Порше вместе с сыном по личному приглашению Сталина в пульмановском вагоне спецпоезда приехал из Германии в Советский Союз и проехал на нем по вплоть до Урала. Ему показывали самые передовые предприятия, демонстрирующие превосходство стремительно развивающейся социалистической индустрии. По окончанию поездки Сталин предложил Порше стать главным конструктором страны по двигателям, танкам и автомобилям, предоставив полную свободу действий. Тем не менее Порше отказался.
Триумф совершенства
Во время Второй Мировой войны Порше трудился над выпуском военной техники, правда без особого успеха. Лучшим его достижением стали самоходные орудия Фердинанд, которые появились в результате неудачной попытки создания шасси для танков Тигр. Вермахт отверг конструкцию Порше, а чтобы разработка не пропала на 90 готовых образцов поставили пушки.
После войны Порше с сыном оказались в тюрьме за сотрудничество с нацистами. Ферри вышел на свободу в 1946, а Фердинанд в 1947 году больным измученным стариком.
К этому времени Фольксваген вовсю тиражировал его Жука. Сын с энтузиазмом взялся за возрождение семейного бюро. Сначала был доработан довоенный проект 60Е10, который и стал первым автомобилем марки Порше известный как Porsche 356. В 1948 году произошло важнейшее событие без которого бы знаменитой сегодня фирмы может быть и не существовало: Ферри Порше и управляющий Фольксвагена Хайнц Нордхофф, заключили договор, согласно которому фирма Порше получала по пять марок с каждого выпущенного Жука.
Ферри Порше обязался консультировать немецкую компанию. После подписания договора компания вновь возвращается в Штутгарт. Как показала история Ферри не прогадал – Жуков было выпущено почти двадцать миллионов.
Первый фирменный блин не вышел комом — 356-я модель выпускалась вплоть до 1965 и послужила базой для модели Каррера. Она долгое время считалась самым престижным спортивным автомобилем в мире.
С пьедестала ее сместила другая звезда – Порше 911. Несколько моделей с 9-м индексом с различной долей успеха расходились по миру и к 1996 году было продано миллион автомобилей, включая относительно недорогой Бокстер. Впрочем, небо над потомками Фердинанда Порше не всегда была безоблачно – в 1993 году было продано только 13 000 экземпляров и компания едва не потерпела банкротство.
В XXI век компания Порше вошла очень уверенно, а вернее влетела на крыльях Карреры GT. Десятицилиндровый двигатель из легкого сплава разгоняет до сотни быстрее четырех секунд, а до 200 км/ч — за десять секунд.
Важным достижением стало освоение нового направления для Порше — производство внедорожников Кайен, потеснивших именитых конкурентов. А в 2009 году ожидается экспансия Порше в классе роскошных и суперкомфортных автомобилей гранд-туризмо в виде седана Панамеро.
Русские мотивы
Одним из залогов успеха и экономического выживания компании Порше всегда была инжиниринговая деятельность. Ее технические решения всегда считались эталоном.
В иные годы доходы от разработок для автогигантов превышали поступления от реализации автомобилей. Приложились мастера из Порше и к советскому автопрому. В начале 1980-х именно благодаря им был создан один из лучших советских автомобилей — ВАЗ-2108. Немцы участвовали в разработке и доводке многих узлов и агрегатов автомобиля, включая двигатель, подвеску и дизайн.
Однако самым известным фирменным элементом стала ручка на дверях восьмерки — ее приспособили от Порше 924. Отметилась в Германии и десятка доводкой аэродинамики, которой занимались также немецкие инженеры.
Современная Россия привлекает компанию Порше уже не как страна, нуждающаяся в инжиниринговых услугах, а как один из самых быстрорастущих рынков сбыта автомобилей. В 2006/2007 финансовом году компания передала российским клиентам 1900 автомобилей, практически удвоив продажи по сравнению с прошлым годом. Дилерская сеть состоит из 16 предприятий и в ближайшее время должна расшириться до 24 центров Порше. …