Смертельных наездов на пешеходов и прочих тяжелых аварий было бы гораздо меньше, если бы водители моментально реагировали на препятствия и моментально бы вступала в действие тормозная система. На деле время реакции водителя? составляет 0,2-1,5 с. Оно зависит от индивидуальных способностей. Нижний предел – 0,2 секунды возможен только благодаря исключительным врожденным способностям или постоянной тренировки реакции.
Поэтому при расчетах среднее значение времени реакции берут 0,8 с. Много это или мало, судите сами.
За 1 секунду автомобиль успевает проехать при скорости:
20км/час -5,6метра
40км/час -11,1метра
60км/час -16,7метров,
80км/час — 22,2 метра,
100км/час — 27,8метра,
120км/час — 33,3метра
150км/час — 41,7метра.
В разы увеличивает время реакции прием алкоголя, наркотиков и многих лекарственных средств, состояние усталости. Поэтому в этих случаях переждать и? лучше вообще не садится за руль, чем подвергать риску свою и чужую жизнь.
Отнюдь не мгновенно срабатывает и тормозная система. После нажатия на педаль усилие от педали к тормозным механизмам проходит в течение некоторого времени, называемого временем запаздывания тормозного привода.
При исправном состоянии тормозной системы время запаздывания составляет от 0,05 до 0,6 (предельная величина) секунд в зависимости от конструктивной системы. В качестве расчетного значения для современных автомобилей принимается время запаздывания в 0,2 секунды. Тормоза с гидравлическим приводом быстрее, чем с пневматическим, но в любом случае получается, что от момента, когда водитель увидел препятствие до начала торможения проходит почти целая секунда, за которую автомобиль проезжает определенное расстояние.
Да и на сам процесс торможения также требуется время. Величина с которой автомобиль сбрасывает скорость называется установившимся замедлением. Замедление для легкового автомобиля должно быть не менее 7 м/с2, т.е. со скорости 80 км/ч или 22,2 м/с машина должна останавливаться чуть больше, чем за 3 секунды.
Отмечу, что это время рассчитанное для идеальных условий – сухого ровного дорожного полотна. Если сложить все показатели, то получается, что при скорости 80 км/час безопасным для пешехода? будет расстояние (тормозной путь + расстояние до начала торможения), называемое остановочным путем, в 50-55 метров и 4 секунды времени. Если водитель, конечно, вовремя среагирует.
Мне до сих пор памятные наставления одного водителя старой закалки, возившего партийных боссов. Оно будет нелишним для всех любителей быстрой езды.? Старый водитель? как то объяснил в чем отличие езды на скорости в 200 и 100 км/час: «На 100 тебе что-то показалось, ты можешь еще присмотреться перед принятием решения, а на двухстах – тормози, как только что-то показалось». Дядька прошел школу, готовивших во времена Союза водителей для секретарей ЦК КПСС.
За всю жизнь он ни разу не был участником ДТП.