Покупка автомобиля — дело не только приятное, но и довольно хлопотное. Ведь `железного коня` надо не только приобрести за некоторое количество в поте лица достающихся дензнаков…Его надо еще и где-то хранить, обслуживать, наконец, заправлять. По нынешним ценам все это получается довольно накладно.
Но самый большой страх любого автомобилиста — то, что его четырехколесного друга в один не самый приятный момент угонят. Водители-новички, бывает, не спят ночами, то и дело выглядывая в окно и слушая, не раздастся ли где звук противоугонной сигнализации. Если такое случается, первая мысль — а не мою ли «ласточку» там, в темноте, раскурочивает злоумышленник?Основания бояться, увы, есть. По данным, озвученным в среду на пресс-конференции, посвященной борьбе с автоугонами, только с начала года в столице было похищено 8073 автомобиля.
Об этом заявил заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД по Москве Александр Подольный. Из них с целью хищения было угнано более 6 тыс. автомобилей, остальные взяли «просто покататься». По крайней мере, к такому выводу пришли правоохранительные органы. Всего за 8 месяцев более 2 тыс. ранее угнанных автомобилей было найдено и возвращено владельцам. В целом ежегодно в Москве угоняется более 13 тыс. автомобилей, а пик автокраж приходится на весну и осень. В эти периоды в день может быть угнано до 40 машин.Какие автомобили угоняют чаще всего? Об этом рассказал заместитель начальника 7-го отдела ГУВД Москвы, специализирующегося на розыске похищенного автотранспорта, Алексей Шабола. Автоворы не брезгуют ничем — угоняются как старенькие «Жигули», так и суперсовременные авто премиум-класса, стоимость которых превышает 100 тыс. долл.
По-прежнему особой популярностью пользуются автомобили ВАЗа: как старые, так и более новые модели. На них, по словам эксперта, приходится около 25% всех угонов. Далее идут иномарки среднего класса и недорогие представители премиум-класса вроде Audi и Mercedes. Среди них чаще всего угоняют автомобили Toyota (12%), Mazda и Volkswagen (по 10%), Lexus, Mitsubishi и Honda (по 7%), Audi и Mercedes — по 5%.Что касается наиболее распространенных схем автоугона, то, по словам сотрудников правоохранительных органов, все зависит от марки авто и конкретного заказа. Из центра угоняют днем, со спальных окраин — ночью.
Старые автомобили, как правило, идущие на запчасти, похищают по ночам со дворов жилых домов. Как правило, исполнители таких угонов — подростки из неблагополучных семей. За умеренную мзду в 1000-2000 руб. они соглашаются пойти на преступление, тем более что доказать состав преступления в таких случаях трудно. Чаще всего суд удовлетворяет пресловутое оправдание «взяли покататься», и виновник отделывается административным наказанием.Более серьезно угонщики «работают» в ценовой категории 10-20 тыс. долл. Такие машины воруют более или менее зрелые преступники (по милицейской статистике, их возраст составляет 22-28 лет). Угон чаще всего происходит со стоянок торгово-развлекательных центров.
Для осуществления своих преступных замыслов злоумышленники используют электронный прибор, считывающий и запоминающий код цифровой сигнализации «добычи». Часто крадут и ключи от машины — опытный преступник умеет сделать это незаметно.В категории премиум-класса играют «по-взрослому». Такие машины, как правило, «уводят» под заказ, и направляются они в южные республики или в государства СНГ. Большинство дорогих иномарок в этих регионах появились там именно таким путем.
Называются они «невыездными»: владелец хвастается статусной машиной исключительно в пределах республики, но поехать на ней в Россию не может. Заказать можно все, что угодно. Вооруженное нападение — вот сценарий, по которому действуют преступники в этом случае. Бывшему владельцу остается лишь радоваться, что остался жив…Как защититься от этой напасти?
В первую очередь, приходит мысль о противоугонных средствах. Как рассказал директор по развитию ООО «Цезарь Системс» Семен Фокин, цена такой системы колеблется от 10 до 80 тыс. руб. Естественно, это разные средства, рассчитанные на разные классы автомобилей. Самое дешевое обслуживание противоугонной системы обходится в 700 руб. в месяц. Не очень дешево, но эффективно: по словам С.Фокина, в 95% случаев автомобиль, на котором установлена сигнализация, после угона возвращается владельцу.Конечно, есть и исключения, например, любимец угонщиков Porsche Cayenne.
Только с начала года в Москве угнали 25 таких машин. По словам А.Подольного, пока найдено лишь семь автомашин данной марки. До сих пор числятся в розыске Porsche Cayenne, которые угнали у олимпийского чемпиона по фигурному катанию Алексея Ягудина и у модели Анны Логиновой.
Последняя, напомним, погибла, пытаясь защитить свою машину. Похоже, что в городе есть банда угонщиков, специализирующаяся именно по Cayenne, считают в столичном ГУВД. Как рассказал С.Фокин, дело в том, что данный внедорожник оборудован штатной спутниковой сигнализацией, которую преступники легко могут найти и обезвредить.Страховщики, в свою очередь, утверждают, что единственная возможность защитить свой автомобиль — добровольное страхование КАСКО.
Если такой страховки у вас нет — можете добиваться справедливости в правоохранительных органах, однако ничего, кроме депрессии, вам это не принесет. Как было сказано выше, машин крадут куда больше, чем находят. Или, если вы богатый человек, погоревать денек и пойти покупать новое авто — лучше прежнего. Но для обычного человека потеря машины весьма существенная, причем как в материальном, так и в моральном смысле.
Страховка же хотя бы отчасти возместит денежные издержки. Отчасти, потому что жертва угона получит стоимость угнанной машины с учетом износа. За первый год любое авто теряет 15-20%, за последующие — 10-15%.Нередко страховщики расставляют ловушки, чтобы страховые выплаты были поменьше, отмечают участники мероприятия. Например, ничего не платят, если жертва угона не может предоставить полный комплект ключей и документов на машину или если последняя хранилась в ночное время на неохраняемой стоянке.
Но это никакая не ловушка, а превентивная мера, парируют присутствующие на встрече представители страховых компаний. Страховщик предотвращает угон тем, что еще до его совершения учит автомобилиста — ключи и документы в машине не оставляют, ночью где попало ее не бросают. Если соблюдать все требования — получить выплату в случае угона вполне реально.Итак, как действовать, если самое неприятное все же произошло? В случае угона надо сразу же обращаться в милицию по телефонам 02 или 911.
Тогда угнанное авто оперативно заносят в информационную базу «Поток», которая есть в патрульных машинах ДПС и на стационарных постах, говорит А.Подольный. И тут же надо обращаться к страховщику. Выплаты производятся после того, как органы МВД выдают справку о возбуждении уголовного дела.
Параллельно обстоятельства случившегося проверяет служба безопасности страховой компании, чтобы исключить мошенничество. Если сомнений нет, то получить компенсацию можно, не обращаясь в суд. После получения документов из МВД страховая компания в течение 5 дней признает факт угона, а еще спустя максимум 10 дней производит выплату. Чтобы исключить возможное давление со стороны недобросовестных страховщиков, «зажимающих» выплату, эксперты рекомендуют не ходить по инстанциям в одиночку, записывать фамилии и должности всех, кто пытается на вас воздействовать, и ни в коем случае не торопиться ничего подписывать.
На злоупотребления можно жаловаться в страховой надзор, суд, общественные объединения страховщиков. А лучше всего — иметь личного адвоката. Но это, как мы понимаем, по карману далеко не каждому.