Когда я смотрю на новые автомобили, а в особенности на цифры их технических характеристик, мне становится страшно. За то, что какой-то неумелый баран, оказавшись за рулем подобного «звездолета», может натворить горя себе и окружающим. Такой «недоводитель», полагающийся лишь на крайне скромный опыт вождения, преподанный ему на водительских курсах бывшим таксистом, да на всеобъемлющую доброту страховой компании (ха-ха, рассмешил!), поймет истинное положение вещей уже «после». После того, как стукнет чужую машину, помотается по ГАИ и (не дай Бог!) по больницам, либо же просто получит по лицу от расстроенного гражданина, чью «ласточку» он изувечил.
В Германии водители гораздо аккуратнее относятся к своему и чужому имуществу и здоровью. И все же, компания BMW еще 30 лет назад позаботилась о том, чтобы BMW-драйверы не вредили себе и людям, получая удовольствие без последствий, — и создала школу вождения.
Возглавил ее известный финский раллист Рауно Аалтонен. Правильный выбор начальника, наверное, сыграл не последнюю роль в успехе мероприятия. Ведь одно дело, когда тебя учит заумный дядька в костюме и галстуке, и совсем другое — «боевой генерал», по собственному опыту знающий, что нужно делать для того, чтобы ехать быстро, но правильно и безопасно.
Правда, тогда, три десятка лет назад, программа школы отличалась от нынешней. «Курсантов» учили, как водитель должен бороться со стрессом за рулем, как он должен питаться и почему просто-таки обязан делать утреннюю гимнастику по утрам. Сейчас это, согласитесь, не слишком интересно.
Рассказы о том, что не нужно нервничать, намертво засев в двухчасовой пробке в центре города, или не стоит кушать жирный гамбургер, а лучше отдать предпочтение овощам, потеряли свою актуальность. Однако не стоит думать, что этим тогда все и ограничивалось. Ведь у руля стоял Рауно Аалтонен! Под его руководством ученики осваивали самую модерновую на то время технику BMW — 320-е модели. Максимальная отдача в 125 лошадок, сочеталась со специальными настройками шасси, 40%-ной блокировкой дифференциала и, конечно, с непробиваемым энтузиазмом финского гения.
Ну, а сейчас в школе трудятся более 250 машин, таких как BMW 130i, BMW 330i, BMW Z4 Coupe и даже МЗ, не говоря уже о MINI Cooper S. И мотоциклы ведь никто не отменял — их насчитывается более сотни.
Но самое главное в том, что, в отличие от 70-х, нынче на службу водителю пришла электроника. Вы ведь не забыли, что BMW первой установила ABS на 745-ю модель? Однако речь сейчас не об этой системе, а о DSC.
Программа стабилизации существенно облегчила водителям жизнь, взамен лишь требуя грамотного с ней обращения. Как сделать так, чтобы не ругаться с электроникой, а действовать с ней сообща, многократно усиливая эффект, придуманный умными конструкторами? Что, не знаете? Тогда вам пора сесть за парту!
Конечно, я не заменю личного общения с инструкторами BMW Driver Training, однако попробую передать вам несколько советов, с пламенным приветом от продвинутых драйверов.
Итак, прежде всего вам стоит знать, что основные рычаги управления в современном легковом автомобиле, помогающие выйти из критической ситуации пилоту, не обладающему навыками раллиста, — это руль и педаль тормоза. Начнем с последнего. Почему? Да потому, что система DSC, распознав отклонение машины от курса, все остальное возьмет на себя.
Она «придушит» мотор и выборочно притормозит нужное колесо, подправив курс. От вас требуется лишь правильно нажать на тормоз. Как именно? Максимально быстро и максимально сильно! Не вдавливать педаль «по чуть-чуть» с нарастающим усилием, и не прибегать к прерывистому торможению.
Именно быстро и сильно. Тогда тормозной путь будет минимальным, как и последствия вашей водительской неосторожности. Так, по крайней мере, учат в школе вождения BMW.
Однако это произойдет, если вы совершите ошибку на траектории. А как пройти поворот, чтобы ее не совершить?
На этот вопрос у марки автомобиля BMW тоже есть ответ, причем появился он совсем недавно. И называется BMW Track Trainer.
С виду, конечно, BMW как BMW. Глядя на него, сложно даже представить, что эта штуковина умеет сама управлять автомобилем! И это не шутка: Track Trainer предназначен для того, чтобы научить водителя выбирать правильную траекторию прохождения поворотов.
Причем не голословно, а «на личном примере». Благодаря специальному оборудованию, основой которого является сверхточная система GPS, легковой автомобиль сам крутит рулем при прохождении поворотов тестовой трассы, — сидящий за рулем человек лишь нажимает педали тормоза или газа. Фантастика? Но это только начало.
На следующем этапе ученик пробует повторить выкрутасы электронного «инструктора». А тот поправляет его, так сказать, в режиме реального времени: недовернул руль вправо — боковая часть обода с соответствующей стороны мелко и противно завибрирует, а под лобовым стеклом зажгутся лампочки. Доворачивай сильнее, не зевай! Круг, другой — и подсказывающего «дрожания» становится меньше.
Значит, чему-то научился! Ну, а потом, уже в тишине учебного центра, можно посмотреть на свои маневры со стороны: специальный чип вынимается из легкового автомобиля и вставляется в компьютер. Уж он-то все расскажет и покажет: идеальную траекторию, вашу линию (как правило, они сильно отличаются, особенно поначалу!), боковые ускорения и прочие интересные детали.
В общем, выбора у настоящего водителя два: либо учиться правильно ездить, либо ждать того времени, когда подобные Track Trainer-ы будут предлагаться в базовой комплектации любого легкового авто. И тогда развалиться на заднем сиденье с журналом и бутылочкой пива.
Пусть автопилот трудится! Не переоценивайте свои навыки и будьте осторожны за рулем — жизнь так прекрасна!