Почти вся история автомобилестроения построена на индивидуализме. Прославленные Генри Форд, Энцо Феррари, Фердинанд Порше, Этторе Бугатти, Ферруччио Ламборгини не только основали компании собственного имени, но и воплотили в жизнь свои личные представления об идеальном автомобиле.
Однако индивидуализм отступает, когда речь заходит о легендарной марке Maserati, созданной шестью братьями, которая в течение многих лет является образцом технического совершенства и неукротимой мощи, воплощением коллективного инженерного гения.
Автогонки — двигатель прогресса
Сыновей в католической семье Родольфо и Каролины Мазерати родилось семеро, но один из них умер еще в младенчестве, а шестерым судьбой было уготовано стать основателями компании, прославившейся своими скоростными автомобилями. Каждый из братьев — Карло (1881 г.р.), Биндо (1883), Альфьери (1887), Марио (1890), Этторе (1894) и Эрнесто (1898) — внес свой вклад в то, что в течение многих лет называется «стиль Maserati».
Увлечение автомобилями братьям Мазерати привил старший Карло. Он работал менеджером на фирме Junior, а также занимался разработкой авиационных двигателей. Другой его страстью были автогонки. Карло привлекала возможность не только ощутить вкус скорости, но и понять пределы технических возможностей автомобилей в экстремальных условиях. Для инженера до мозга костей это было очень важно, поскольку техника того времени не отличалась надежностью.
В 1907 году Карло под флагами команды Bianchi принимает участие в соревнованиях. Капризный низковольтный прерыватель системы зажигания несколько раз выходит из строя, и молодому Мазерати приходится менять его прямо на ходу. Именно так пришла идея заменить низковольтную систему зажигания более надежной высоковольтной.
Вскоре после гонок Карло уходит из Junior, приобретает очень скромную по размерам фабрику, на которой до этого выпускались лекарства, и вместе с Этторе занимается тем, что по заказам клиентов меняет низковольтные системы зажигания на высоковольтные. Первое предприятие Мазерати представляло собой небольшую мастерскую автосервиса.
Карло создает первый автомобиль Maserati, оснащенный одноцилиндровым двигателем и очень простым шасси, мечтая создать семейную марку гоночных машин. Однако болезнь и неожиданная смерть Карло в 1910 году отбрасывают исполнение мечты на 16 лет.
Под знаком Нептуна
Несмотря на тяжелую потерю, братья Мазерати продолжают увлеченно работать, и 14 декабря 1914 года Альфьери создает компанию Officine Alfieri Maserati. Позже Марио разрабатывает фирменный знак — трезубец в виде короны. Вдохновила Марио скульптура Нептуна работы Джиамболоньи, которая установлена на главной площади Болоньи — в городе, где обосновалась молодая автомобильная фирма.
Основными направлениями нового предприятия были провозглашены разработка, выпуск автомобилей, двигателей и свечей зажигания. Фактически же, по нынешним меркам, компания больше была похожа на тюнинг-ателье и занималась переделкой и доводкой автомобилей по заказам клиентов, главными из которых были автогонщики. Да и сами братья Мазерати были не прочь поучаствовать в гонках на собственных автомобилях. Например, Эрнесто принимал участие в гонках на автомобиле, четырехцилиндровый мотор которого братья сделали из половинки авиационного двигателя Isotta-Frascini.
Глава компании, Альфьери, совмещает руководство предприятием с работой конструктором в фирме Diatto, которая выпускала автомобили собственной конструкции и по лицензии уже хорошо известной в то время Bugatti. Именно по заказу владельца Diatto, крупного итальянского фабриканта Диатто, в 1925 году Альфьери, Эрнесто и Биндо создают двухлитровый двигатель и оснащают им два автомобиля, главной задачей которых была победа на Гран-при.
Триумф мощности
Скромные успехи Мазерати в гонках разочаровывают Диатто, и он прекращает финансирование технических разработок братьев. Но нет худа без добра: братья выкупают у фирмы Diatto машины, уменьшают объем двигателя до 1500 кубических сантиметров, вносят ряд изменений в конструкцию и объявляют о создании собственных гоночных болидов под названием Maserati-26. Восемь цилиндров в ряд, мощный компрессор обеспечивали мощность двигателя до 130 л.с., что даже сегодня не может не вызывать восхищения, а 80 лет назад и вовсе казалось фантастикой!
Удача не заставила долго себя ждать: 25 апреля 1926 года Альфьери Мазерати, управляя М-26, на капоте которого был установлен знак трезубца, одерживает блестящую победу в гонке на Кубок Флорио. Даже вынужденная остановка из-за разрыва шланга радиатора не помешала Альфьери одолеть гонщиков, управлявших автомобилями с гораздо большим объемом двигателя.
Болид-победитель стал прототипом первого серийного автомобиля братьев Мазерати — Maserati Grand Prix 1500, известного, кстати, еще и как Tipo-26.
За первой победой последовала череда новых: Эрнесто Мазерати становится чемпионом Италии, а гонщик Баконин Борзаччини выиграл Гран-при Триполи. Тот же Борзаччини на Tipo V4 в 1929 году устанавливает новый рекорд скорости на дистанции 10 км — 246 км/ч.
Громкие победы стали причиной того, что Мазерати сконцентрировали усилия на сборке мощных скоростных автомобилей, оснащаемых 4-, 6-, 8- и даже 16-цилиндровыми двигателями рабочим объемом от 1088 до 4995 см3. Один из самых лучших двигателей Мазерати — V5 — имел рабочий объем 4906 см3 и небывалую по тем временам мощность — 360 л.с.!
Автогонщики всей Европы 1930-х годов в борьбе за победу стремились управлять Maserati. А для широкой продажи был организован выпуск легковых и спортивных автомобилей, отличавшимися от гоночных машин дефорсированными и упрощенными двигателями. Владение Maserati в Европе стало привилегией избранных…
Другие братья
Трудно сказать, как сложилась бы судьба компании и братьев Мазерати, если бы не гибель в 1932 году главы фирмы — Альфьери. Его место занял самый младший из братьев — Эрнесто. Он сам проектировал все двигатели и автомобили, и сам приводил их к победе в гонках.
Его инженерные достижения впечатляют. Например, Эрнесто Мазерати еще в 1933 году первым в Европе применил гидроусилитель тормозов.
Братья Мазерати были гениальными инженерами, отличными гонщиками, но слабыми коммерсантами. Они надеялись на помощь Адольфо и Омеpа Оpcи, состоятельных аристократов, владевших компанией Orsi Gruppo. Но в 1937 году семейный бизнес Мазерати был полностью продан братьям Орси, а сами Мазерати оказались в роли наемных работников. По условиям контракта, Мазерати были обязаны отработать под началом нового руководства в течение 10 лет.
Братья Орси, новые владельцы бренда Maserati, решили специализироваться на производстве исключительно гоночных автомобилей. В 1939 году разразилась Вторая мировая война, но именно этот год стал триумфом итальянских автомобилей в США: в 1939, а затем и в 1940 году американец Вильбур Шоу, управляя Maserati 8CTF, дважды одерживал победу на Indianapolis 500. С тех пор ни один из итальянских автомобилей не побеждал в легендарных американских гонках.
После окончания войны, когда 10-летний срок действия контракта с Орси истек, братья Мазерати основали новую фирму OSCA, занимавшуюся (без особого успеха) выпуском гоночных автомобилей. Однако за последние месяцы работы на родной фирме Мазерати разработали первый дорожный купе Maserati — A6 1500 Sport — с кузовом от Пининфарины. Эта модель стала основой будущих машин, одержавших немало побед в гонках.
Прощай, «Формула»!<
/STRONG>
Вплоть до 1957 года болиды Maserati приходили в числе первых на автогонках различного класса. Всего было одержано около 60 побед, включая и Formula 1. Главным «коньком» Maserati была модель 250F, оснащенная мощным и надежным шестицилиндровым мотором.
С его помощью становились победителями такие известные спортсмены, как Мосс (Moss), Хоторн (Hawthorn) и Фанхио (Fangio). Однако в 1958 году Омер Орси объявил об уходе Maserati из автоспорта. Спортивные технологии было решено перенести в производство серийных дорожных автомобилей.
Гоночный потенциал воплотился в двух выпущенных друг за другом бестселлерах. Maserati 3500GT стал первой серийной дорожной моделью компании и первым итальянским автомобилем, оснащенным системой впрыска топлива.
Прообразом современных суперкаров стал Maserati 5000 GT, оснащенный восьмицилиндровым двигателем объемом пять литров с инжектором, который был версией гоночного мотора. Скорость он развивал фантастическую. Известен случай, когда один известный автожурналист во время поездки с тест-пилотом фирмы был просто шокирован, увидев, как стрелка спидометра подобралась к 280 км/ч. Эту скорость Maserati 5000 GT выдал не на треке, а на обыкновенной автостраде!
Несмотря на звание серийного, Maserati 5000 GT все равно оставался штучным товаром.
Maserati поставляла двигатель и ходовую часть, а кузова производили дизайнерские ателье Allemano, Michelotti, Bertone. Обладателями этого автомобиля были исключительно миллионеры — кинозвезды, арабские шейхи и политики. Maserati 3500GT и 5000 GT по праву причислялись к лучшим автомобилям.
Скорость, мощь, комфорт и роскошь
В начале 60-х годов прошлого века автомобили Maserati выделялись среди других престижных марок скоростью и мощью.
Но им недоставало комфорта и роскоши, что существенно ограничивало круг покупателей. И тогда компания в короткие сроки разрабатывает и запускает в производство скоростные седаны — Quattroporte и Mistral. Они по-прежнему обладают превосходной динамикой и управляемостью Maserati, но их роскошь и комфорт соперничают с Rolls-Royce и Bentley, да и стоят дороже.
Следом за самыми скоростными седанами в мире, в 1966 году начинается выпуск купе Ghibli, кузов которого разработал еще молодой Джорджетто Джуджаро. Ходовая от Maserati 3500, алюминиевый кузов, пятилитровый двигатель V8 позволяли с комфортом и особым шиком лететь по трассе на скорости 280 км/ч.
В 1968 году право на владение контрольным пакетом Maserati приобретает Citroёn.
Французы не меняют концепции компании и продолжают разработку скоростных и роскошных автомобилей. За несколько лет были выпущены престижные купе Merak и Citroёn SM, роскошный, но практичный Khamsin, стремительные Bora и Indy. Все они обладали главными для суперкаров свойствами — скоростью и мощью, комфортом и роскошью.
Конкурируя с Mercedes и BMW
В середине 70-х годов в мире разразился энергетический кризис.
Citroёn терпит убытки и в 1975 году принимает решение о закрытии завода Maserati. Легендарную марку спас Государственный институт развития и помощи промышленным предприятиям Италии под руководством Алехандро де Томазо, который и приобрел фирму.
Знаменитый конструктор решает изменить стратегию компании и побороться в нише, занимаемой такими европейскими «китами», как Mercedes-Benz и BMW. Сначала последовал выпуск новой модификации Quattroporte, ставшей представительским автомобилем президента Итальянской Республики. Римейк оказался настоящим хитом, и его производство продолжалось вплоть до 1990 года.
Затем последовал триумф Biturbo, напоминавшего уменьшенную копию Quattroporte. Базовой машиной серии Biturbo стал относительно недорогой, но обладающий всеми преимуществами Maserati двухдверный седан, оснащенный новым шестицилиндровым двигателем объемом 2 литра с двумя турбинами.
Родстер, двух- и четырехдверные седаны, купе и кабриолет — несколько модификаций Biturbo пользовались успехом не только в Европе, но и за океаном. Успех был настолько ошеломляющим, что в 1984 году американский автогигант Chrysler приобрел 15,6% акций Maserati.
В объятиях Fiat
С 1993 по 1995 годы компания Fiat Auto скупает 90% акций Maserati, и в истории прославленной марки начинается новая эра. Уже в 1995 году инженеры Maserati производят уникальный спорткар Ghibli Cup, обладающий и по сей день самой высокой отдачей мощности двигателя на литр рабочего объема. Два литра способны выдавать 330 л.с. — такого показателя до сих пор не способен достичь ни один серийный автомобиль мира, включая болиды Formula 1!
Решением руководства Fiat Auto в 1997 году производство автомобилей Maserati было передано компании Ferrari, являющейся одной из составных частей фиатовского концерна. Содружество с Ferrari продлилось вплоть до 2005 года и принесло Maserati ощутимые успехи. Президент Ferrari Лука Ди Монтеземоло так изначально определил назначение автомобилей дружественной марки: «Maserati должны быть шикарными и агрессивными, классическими автомобилями класса «гран-туризмо», четырех- или двухместными». Они не только стали именно таковыми, но даже вышли на новые рубежи.
Конкуренцию BMW 7-Series, Mercedes-Benz S-Class и Audi A8 в самом ближайшем будущем может составить представитель пятого поколения, роскошнейший Quattroporte Executive GT стоимостью от 115.000 евро. Своих поклонников найдут и двухдверный седан Quattroporte Sport GT, и двухместный спайдер GranSport Spyder. За 2005 год только спортивных седанов Quattroporte было продано 5700 штук.
Вне конкуренции топовая модель Maserati — МC12. Кузов этого суперкара выполнен из сверхпрочного углеволокна, подвеска — из карбона. Вес автомобиля составляет 1335 кг. А 630 «лошадей», упрятанных в двигатель V12 объемом 6 литров, позволяют развивать максимальную скорость в 330 км/ч и разгоняться до «сотни» за 3,7 секунды.
Подобное бешеное ускорение испытывают на себе разве что пилоты реактивных самолетов! Именно на гоночной версии этого суперкара компания Maserati вернулась в мир автоспорта, приняв 5 сентября 2004 года боевое крещение в чемпионате FIA GT на трассе Имола.
Даже при столь впечатляющих результатах компания Maserati в прошлом году вышла из состава Ferrari и перешла к тесному сотрудничеству с Alfa Romeo, также принадлежащей Fiat Group. Заказы на Maserati, созданные совместно с Ferrari, расписаны на пару лет вперед, а компания уже объявила о расширении модельного ряда. Среди новинок ожидается внедорожник на базе прототипа Maserati Kubang, дизайн которого был разработан Giorgetto Giugiaro. Ему придется побороться за покупателей с такими грозными соперниками, как BMW X5 и Porsche Cayenne.
Одним из самых красивых купе в мире обещает стать новое поколение модели GT Coupe. Новый автомобиль будет намного больше своего предшественника, а под его капотом окажется мотор V8 объемом 5,0 л, который будет выдавать около 470-500 л.с. Новое удовольствие начнет продаваться в России в конце 2007-начале 2008 года по цене от 160.000 долларов.
За 80 лет своего существования компания Maserati неоднократно переходила из рук в руки, терпела неудачи и поражения, смело осваивала новые рынки и направления. Но неизменными оставались два качества фирмы — коллективный труд гениальных инженеров и непревзойденная динамика автомобилей. Может быть, именно поэтому компании удалось выжить и на праве старейшей занять достойное место среди четырех оставшихся мировых автопроизводителей, чье рождение связано исключительно с автогонками: Ferrari, Lotus, McLaren и, конечно же, Maserati.
Дмитрий Протасов