Как только разговор заходит о Jaguar XF, то все превращается в обсуждение дизайна. Даже сегодня, когда мы приехали кататься на нем, речь опять зашла о внешности и интерьере. Но я на этом зацикливаться не буду.
Скажу только две вещи. Первое: на дороге автомобиль выглядит великолепно. Когда я видел его на фотографиях и на салонах, мне казалось, что нос слишком сложен, а корма чересчур изящна. Но на самом деле это правильно.
Если автомобиль едет навстречу, его нос проносится мимо за несколько секунд. Долго изучать автомобиль в движении можно только сзади. Это значит, что вид спереди должен быть выразительным, цеплять глаз, а зад — пусть тонким, но обязательно безупречным.
И второе: я вижу себя в XF. Хотя седаны не люблю. Они слишком скучные и пафосные для такого романтика, которым я себя возомнил.
И я никогда не представлял себя ни в одном из конкурентов XF. Но новый автомобиль Яна Кэллама каким-то образом избежал позорного клейма. Я думаю, даже те, кому не нравятся автомобили для истеблишмента, смогут увидеть себя в этом Jaguar.
И в этом гигантский шаг вперед. Шаг компании, которая доселе ассоциировалась с замшелыми S-Type и Х-Туре.
Ладно, давайте прокатимся. Заметьте, что другая причина того, что разговор пока крутится вокруг дизайна, заключается в том, что компоненты машины большей частью взяты из нынешних Jaguar. Ничего страшного! 4,2-литровый V8 S/C с механическим наддувом и 6-ступенчатый автомат на XF заимствованы у восхитительного XKR.
Подвеска тоже, она очень близка. Команда разработчиков XF просто перенастроила эти элементы и тонко подогнала к кузову нового седана.
Да, а еще они немного поколдовали. Так появился селектор коробки JaguarDrive — этакая шишечка размером с кулак. Она утоплена вровень с плоскостью центральной консоли и вылупляется оттуда на несколько сантиметров после запуска двигателя.
Конечно, эта штуковина вызывает улыбки. Фаллический символ? Снаряд из ствола? Что бы это ни было, вы вращаете его через положения R, N, D и D-sport, а не двигаете его взад-вперед.
Нужно только чуть-чуть повернуть запястье остальное сделает электроника, А для пущей самостоятельности в каждом XF, даже дизельном, найдутся под рулевые переключатели.
Эта штуковина — одна из главных новинок в XF. И то, как эффективно скоординированы двигатель и коробка, тоже является одной из исключительных динамических особенностей автомобиля. Вот и польза от известных компонентов: Jaguar точно знает, как выжать из них все до последней капли Автомат меняет передачи именно тогда, когда вы этого хотите.
Подрулевые переключатели тоже работают быстро и гладко. Переключения почти всегда идеально плавные, идете вы вверх или вниз. Связь с машиной великолепна — от педали газа до дороги.
На автомобиле с механическим наддувом есть кнопка, на которой нарисован флаг в шашечку. Нажмите ее, и переключения ускорятся, приемистость приятно обострится, адаптивная подвеска станет чуть агрессивнее, и система стабилизации ослабит узду. А дисплей на щитке приборов превратится в большой монитор с цифрой передачи — он будет окрашиваться оранжевым по мере приближения к красному сектору.
Инженеры повеселились, делая эту машину.
V8 с механическим наддувом избавился от утомительного воя. Утопите педаль газа в пол и услышите низкий, немного трубный звук, и одновременно почувствуете мощный, но мягкий бросок вперед. Этот Jaguar XF со стальным кузовом на 200 с чем-то кг тяжелее алюминиевого XKR.
Не гонщик, но и ворон не считает. В Jaguar говорят, что автомобиль разгоняется до сотни за 5,4 с. Я им верю.
В таком большом и тяжелом автомобиле серьезные требования предъявляются не только к двигателю. Останавливаясь с высокой скорости, чувствуешь, что у тормозов тоже полно работы. Педаль нужно жать изо всех сил, и она кажется слегка ватной.
У этой машины есть еще одно блестящее свойство. Если при разгоне или торможении вы всегда чувствуете вес автомобиля, то в крутом повороте — а лучше в серии крутых поворотов со сложными уклонами и переломами профиля — его большая часть словно испаряется.
Передок легко заныривает в поворот. Кузов удивительно мало кренится. Несмотря на шины 255/35 R20, легковатый руль предельно информативен и абсолютно, ошеломляюще точен, с прогрессивным реактивным действием.
Ощущая, как отлично сбалансирована машина, вы действительно можете на нее положиться. И цепкости для быстрого и уверенного выхода из поворота — навалом. А если зад вдруг поплывет, то отловить его — пара пустяков.
Едет он в высшей степени гладко, подвеска работает исключительно тихо, и даже на стандартных 20-дюймовых дисках S/C не слышно рокота покрышек. Да, на малых скоростях в городе может немного потряхивать, но на скорости выше 60-70 км/ч ход приобретает фантастическую плавность. Устойчивость на прямой поразительна, особенно если вспомнить, как он ловок в поворотах.
На крейсерской скорости, как и в городе, шум двигателя приятно приглушен, и шум ветра почти не слышен. Пора подключить iPod (и USB, и вход Aux) к роскошной аудиосистеме Bowers&Wilkins.
Хотя наклон лобового и заднего стекол столь же велик, как и у ХК, на задних сиденьях имеется приличное пространство. Да и багажник огромный, хотя проем у него небольшой. Но, черт побери, разве можно судить об этой машине по банальному багажнику?
Нужно окунуться в роскошный дизайн. Как ни странно, здесь полно дерева и кожи, как в любом прежнем Jaguar. Но что салон старомоден, тут не скажешь. Все — от формы передней панели, материалов отделки, прошивки и голубой, как лед, подсветки до гладких продолговатых кнопок — говорит о том, что мы в XXI веке
Вот потому-то тут и ловишь неземной кайф. Селектор передач — только малая толика процедуры запуска двигателя. Она напоминает рукопожатие.
Сядьте за руль, и подсветка кнопки стартера начнет пульсировать красным светом. Потом откроются вентиляционные отверстия — когда автомобиль припаркован, они прячутся заподлицо с панелью. У ламп подсветки салона нет выключателей. Все, что нужно сделать, — провести перед ними рукой, и они поймут.
Все XF, даже дизель 2,7, оснащены навигацией с цветным сенсорным экраном, 6-ступенчатым автоматом с подрулевыми переключателями и кожаным салоном. Я еще не ездил на версиях с 2,7-литровым дизелем и трехлитровым бензиновым V6, но бензиновый V8 очень приятен. Мягкий и глуховатый гул двигателя практически не меняется до красного сектора.
Динамики явно с запасом, больше, чем необходимо.
Хотя подвеска здесь не адаптивная и на моей машине были 19-дюймовые диски, характер ее работы отличался не сильно. Для 304 лошадей она настроена отлично. В том, что такой XF мощнее старого S-Type R, но не имеет индекса R, есть признак гонки за мощностью. По-настоящему горячий автомобиль с 507 л.с. и прямым впрыском ожидается в нынешнем году.
Тем временем Audi ставит прямой впрыск почти на все свои моторы уже несколько лет.
У BMW есть Valvetronic, Mercedes разрабатывает двигатель с изменяемой степенью сжатия Diesotto, a Lexus культивирует гибриды. Так что хоть V8 у Jaguar и отличный двигатель, он далеко не последнее слово техники. Это не делает его менее приятным. Но соперники, у которых есть более современные технологии, могут получить тот же результат при меньшем расходе топлива…
Это значит, что Jaguar придется перестроиться. Он не сможет понадеяться на дорогие технологии. Он не сможет заявить о рациональном лидерстве, которое воспринимается левым полушарием.
Вместо этого Jaguar придется быть автомобилем, который невозможно не захотеть.
А для этого ему придется быть красивым. Современным. Выделяющимся.
Быстрым, с идеальным сочетанием качества хода и управляемости. Теперь Jaguar некуда отступать, потому что, честно говоря, он безумно дорог. Компания уповает на формирование команды дизайнеров и инженеров, у которых будет видение, сверхъестественное мастерство и артиллерийская целеустремленность.
Два дня, проведенные с XF, доказали, что эти люди уже найдены. Автомобиль несложен, но очень последователен. Едет он так же замечательно, как и выглядит.
Органы управления работают быстро и приятно. Легко и вести его плавно, и получить от него все — крадешься ли по городу или мчишь по холмам. Он выглядит любимым творением талантливейших людей. Им не пришлось делать машину, которая зарабатывает галочки по всем пунктам.
Но она порадует многих, кто готов жить по велению сердца. В том числе и нас.